«Свидание», Владимир Егорович Маковский — описание картины

Автор: Маковский Владимир Егорович
Где: Третьяковская галерея
Год: 1883

Содержание статьи:

Описание картины:

Свидание - Владимир Егорович Маковский. 1883. Холст, масло. 40 x 31,5 см

   Наверное, самое пронзительное произведение на социальную тему у Владимира Маковского – это картина «Свидание», которую автор закончил писать в 1883 году. Здесь явно читается влияние художественного передвижного объединения, ставившего во главу угла проблемы современного им общества.

   Герои картины – самые бедные представители русского народа, мать и сын. Юноша, из-за нехватки средств, был отдан в город в подмастерья, а это тяжёлая многочасовая и мало оплачиваемая работа. Его мать пришла его навестить, привезя из гостинцев лишь лепёшку хлеба.

   Мальчик одет в грязный тёмный фартук, из-под которого видна пёстрая рубаха с закатанными рукавами. На ногах и вовсе ничего нет – босиком стоит юноша на земляном полу. Удивительно лицо героя: зритель не сразу узнаёт в нём мальчика, скорее, это лицо мужчины. Черты огрубели, взгляд сосредоточен на еде, а выражение не по-детски серьёзно.

   Мать, закутанная в платок, показана Маковским в профиль. Она задумчиво глядит в пустоту, размышляя о непростой доле сына. Как болит и стонет её материнское сердце… Плечи её укрывает грубый тулуп, а простая шерстяная юбка подсказывают нам, что она пришла из деревни, и, скорее всего, пешком. На дворе стоит зима, так что путь её был не из простых.

   Их встреча лишена объятий, разговоров и вообще какого-либо общения – измученные герои устали от тяжкого труда и переживаний. Декорации, на фоне которых разворачивается их безрадостное свидание, только подчёркивают крайнюю нищету. Их встреча происходит в какой-то мрачной комнате с почерневшими деревянными стенами, где из предметов обихода мы можем заметить лишь глиняный кувшин, стоящий на бочке. Кажется, что мы можем услышать, как висит в этом тесном помещении звенящая тишина.

   В картине преобладает тёмный колорит, «разбавленный» лишь яркими контрастными пятнами – одеждой и лицами героев. Маковский специально высветил лица матери и сына с помощью известного приёма – на них падает естественный солнечный свет из небольшого окна, который живописец нарочно не включает в композицию.

   Что касается композиционного построения, здесь Маковский остаётся верным себе – он максимально близко придвигает героев своего сюжета к зрителю, чтобы мы могли рассмотреть их лица и потухшие глаза. Этим и достигается огромный эмоциональный эффект.

   Худой мальчишка с взрослым лицом не старше 13 лет, необычайно голодный, босой, одетый в бедную неопрятную одежду, и его мама, которая потчевает сына хлебом – сюжет, рисующий глубочайшую жизненную трагедию типичных представителей бедного слоя населения России. А ещё от работы веет беспомощностью и безнадёжностью.

   Картину «Свидание» по силе эмоционального воздействия можно сравнить разве, что с «Маленькими шарманщиками», созданными за 15 лет до описываемого произведения.

   Маковский никогда не ограничивался отображением социальных проблем, за что и был осуждаем другими передвижниками, но если он всё же обращался к данной проблеме, то делал это со свойственной ему ответственностью и душевностью, именно поэтому социальные работы художника по-прежнему находят отклик в наших сердцах.
6
Комментарии
  1. Тюрина Маргарита
    .
    4 декабря 2017 20:37
    спасибо=) Если это читает человек который из моего класса то пожалуйста можите взять другую картину она подумает что ты и я списала с тебя .Так что пожалуйста возьми какую нибуть другую картину например:9 вал,опять двойка,утро,тарас бульба и сыновья,золотая осень.

    на самом деле мне картина очень понравилась тем что она может научить ценить еду !!!!! Так как наши предки в Блокаду Ленинграда получали маленький кусочек хлеба !!! а сейчас детям и людям с 11 по 19 лет ни ценят ничего им интересно только , как волосы красить в разные цвета , и прокалывать себе рот или нос!!! Потому что они думают это круто это не так на вас смотрят как на дурачков !!!!Ещё надо ценить одежду и вообще всё то что у нас есть!!!!!!!тут видно что юноша ходит босиком а его мать в пальто это значит что зима. Заметьте то чо он не просит у матери одежду !!! потому что МАТЬ ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ!!!!!
  2. Muzei
    .
    4 декабря 2017 20:51
    Какой хороший комментарий. Сколько лет тебе, ребенок ?
  3. Алексей
    .
    21 февраля 2018 04:53
    На самом деле хорошая картина. Но слишком "заезженая". Как " Утро в еловом лесу" Шишкина. Заезженная, но не оставившая пока что без ответа простейшие вопросы. Например, зачем рожать, если не прокормить? Зачем отдавать в учение, если ребёнок там голодает? Может ли мать (правильнее - Мать) быть с таким глупым лицом. Лично я вижу в этой куоносой русской бабе лишь глупое существо способное только рожать. Бездумно, как животное. А результат её бездумия - вот он перед ней.
  4. Ирина
    .
    16 апреля 2018 23:20
    Картина хоть и в темных тонах, но она ярко демонстрирует нам жизнь русского народа в те времена.
  5. Артём тарханов
    .
    17 декабря 2018 18:15
    Я хз я всё переписал на лист и теперь я на литре прчитаю
  6. георгий
    .
    19 декабря 2018 17:07
    классс все правильно
  7. Оксана
    .
    22 января 2019 09:54
    Цитата: Алексей
    На самом деле хорошая картина. Но слишком "заезженая". Как " Утро в еловом лесу" Шишкина. Заезженная, но не оставившая пока что без ответа простейшие вопросы. Например, зачем рожать, если не прокормить? Зачем отдавать в учение, если ребёнок там голодает? Может ли мать (правильнее - Мать) быть с таким глупым лицом. Лично я вижу в этой куоносой русской бабе лишь глупое существо способное только рожать. Бездумно, как животное. А результат её бездумия - вот он перед ней.

    Женщины рожали в то время очень рано. Возможно ей было чуть больше лет чем этому мальчику. В таком возрасте юная девушка не задумывается о будущем своих детей. Вот может только сейчас эта женщина,глядя на своего сына,задаёт себе вопрос. Зачем рожала? В этом и есть процесс продолжения жизни на земле. Именно поэтому Европу в настоящее время поглощает арабское население! Они не задаются противоестественными вопросами...
  8. мими
    .
    17 апреля 2019 21:47
    спасибо тото клас
  9. Николь
    .
    10 марта 2020 23:51
    Цитата: Алексей
    На самом деле хорошая картина. Но слишком "заезженая". Как " Утро в еловом лесу" Шишкина. Заезженная, но не оставившая пока что без ответа простейшие вопросы. Например, зачем рожать, если не прокормить? Зачем отдавать в учение, если ребёнок там голодает? Может ли мать (правильнее - Мать) быть с таким глупым лицом. Лично я вижу в этой куоносой русской бабе лишь глупое существо способное только рожать. Бездумно, как животное. А результат её бездумия - вот он перед ней.
    +15000000!!!)
  10. Лана
    .
    14 мая 2020 13:16
    Цитата: Алексей
    ребёнок

    Интересная логика у вас... Какой по вашему год на картине, чтобы рассуждать о том " зачем рожала?" средств защиты тогда ещё не существовало, это так, на минуточку. И к семье относились совершенно по-другому. Жили хоть и бедно, но дружно, ценили семью, не то что сейчас - родят одного ребёнка, а этот ребёнок изо всех взрослых верёвки вьёт и не имеет ни грамма уважения к родителям. Она может и отправила его в город учиться из лучших побуждений? Отказывает себе во всём, только бы дать ребёнку образование, чтобы он жил лучше, чем она? А из вашего комментария я вижу что вы эгоист
  11. Терлецкая Оля
    .
    3 июня 2020 18:24
    Цитата: Алексей
    На самом деле хорошая картина. Но слишком "заезженая". Как " Утро в еловом лесу" Шишкина. Заезженная, но не оставившая пока что без ответа простейшие вопросы. Например, зачем рожать, если не прокормить? Зачем отдавать в учение, если ребёнок там голодает? Может ли мать (правильнее - Мать) быть с таким глупым лицом. Лично я вижу в этой куоносой русской бабе лишь глупое существо способное только рожать. Бездумно, как животное. А результат её бездумия - вот он перед ней.

    В дореволюционной России у девочки не было выбора рожать или нет, выходить замуж или нет, у неё вообще не было никаких прав. Пришли первые месячные, всё, пора замуж. Кого папаша назначит в мужья, за того и идёшь. Приходишь в семью мужа и начинаешь работать бесплатной обслугой: убирать, варить, стирать и рожать, рожать, рожать... Ничего глупого в лице этой женщины нет, в нем боль и усталость, в нем немой вопрос: наступит ли когда-нибудь просвет в её жизни или нет? Отдала она своего сына в работники в чужой дом не по прихоти своей, а от безысходности. Она прекрасно знает, что ребёнок её будет работать по двенадцать часов, а то и больше, и бит он будет, и прозябать, но хоть кусок хлеба ему перепадет, хоть грошик, но заработает. Чтобы лучше понимать, какой была жизнь большинства детей в то время, читайте книги Мамина-Сибиряка, Горького, Чехова, стихи Некрасова и других русских и советских писателей, изучайте историю. А пока что глупый здесь только ваш самонадеянный комментарий, который выдаёт человека неначитанного и малообразованного.
  12. О.С.
    .
    26 сентября 2020 22:50
    Олечка, Вы умница.
  13. Михаил
    .
    20 декабря 2020 13:43
    Отлично, Ольга!

    В дополнение могу заметить, что на картине эпизод из жизни беднейшего слоя, составлявшего громаднейшее большинство населения России. Богатство дворцов, роскошь балов, процветание богачей основано на беспросветной нищете, темности и забитости рабочих и крестьян.
  14. Догдурбаева Айбийке
    .
    25 января 2021 19:27
    У кого он живёт??
  15. Куклина В.А.
    .
    21 августа 2021 18:51
    тяжелая картина
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно