«Объяснение», Владимир Егорович Маковский

Описание картины:

Объяснение - Владимир Егорович Маковский. Холст, масло. 53 x 39,5 см

«Объяснение» относится к тем картинам Владимира Егоровича Маковского, благодаря которым современники художника называли его «Тургеневым в живописи». Действительно, в мастерстве, с которым Владимир Егорович воссоздавал на полотне тончайшие душевные движения своих персонажей, чувствовался психологизм, свойственный прозе лучших писателей XIX века: Чехова, Тургенева, Толстого.

Многие сравнивали «Объяснение» с рассказами Чехова. Чехов довольно часто обращался к теме «дачных романов», лёгких увлечений, овеянных романтикой неизбежного расставания и надеждой. Он рассказывал эти истории порой иронично, с лёгкой насмешкой, но всегда внимательно, не упуская значимых деталей. Такое же пристальное внимание к деталям, такие же узнаваемые типажи, такую же иронию по отношению к своим персонажам зритель чувствует и на этом полотне Маковского.


Разговор наедине



Молодой человек, по всей видимости, студент, и молодая девушка уединились в пустой гостиной для важного разговора. Шторы закрывают солнечным лучам доступ в комнату, поэтому атмосфера в ней не такая яркая и весёлая, как в залитой солнцем столовой, которая видна через открытую дверь.

На стене, выкрашенной в серо-синий цвет, висит пейзаж, изображающий бурную, ненастную погоду. Это добавляет тревожную нотку в сумрачную атмосферу комнаты.


Собеседники



Девушка в летней шляпке и красной в горошек блузке сидит за открытым роялем, откинувшись на спинку стула. Она не смотрит на собеседника, рассеянно перебирает клавиши левой рукой, словно желая показать, что разговор ей не слишком важен.

Студент, небрежно облокотившийся на рояль, кажется, очень занят разглядыванием своего мизинца и к диалогу с девушкой тоже относится без особого интереса. Нужно было быть таким виртуозом, как Владимир Маковский, чтобы сквозь эту напускную небрежность и кажущееся легкомыслие персонажей сделать явным для зрителей драматическое напряжение в отношениях между героями.


Драматизм безразличия



Нельзя даже с уверенностью сказать, что именно создаёт эту, наполненную эмоциями атмосферу: застывший взгляд девушки, грустно опустившиеся уголки её губ, студенческая фуражка, которую растерявшийся молодой человек не положил на рояль, а продолжает удерживать под мышкой.

Объяснение происходит трудно. Герои невольно отгораживаются друг от друга: она – машинально перебирая клавиши, он – разглядывая свои пальцы. Кажется, собеседники не могут подобрать верные слова и мучительно переживают неспособность выразить свои чувства. Они словно ограничены какими-то рамками, не позволяющими вести себя естественно и просто.

Символично, что разговор происходит в тускло освещённой комнате с унылыми, тёмными стенами, в то время как через раскрытую дверь виден совсем другой мир - весёлый, полный тепла и света, прозрачного воздуха и ярких красок.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно