«Осуждённый», Владимир Егорович Маковский

Описание картины:

Осуждённый - Владимир Егорович Маковский. Холст, масло. 76,5 x 113 см

Преимущество жанровой живописи Владимир Егорович Маковский видел в том, что здесь живописец мог проявить самые разные грани своего таланта. Мог написать интерьер богатой гостиной или крестьянской избы, изобразить пейзаж или городскую площадь, а главное проявить себя как мастер портрета, способный передать в выражении лиц, позах и жестах персонажей тончайшие оттенки их эмоционального состояния.

Картина под названием «Осуждённый» существует в двух вариантах. Они отличаются социальным положением персонажей. На одной из них жандармы выводят из камеры крестьянина, на другой – молодого человека, судя по всему, принадлежащего к интеллигентным слоям общества, скорее всего студента, народовольца.

Соответственно, отличаются и встречающие осуждённого люди. Мы рассмотрим полотно, написанное в 1879 году, после многочисленных процессов над участниками крестьянских бунтов.


Осуждённый под конвоем



Центральным образом многофигурной композиции является молодой мужчина в арестантском халате, с двух сторон от него стоят конвойные с винтовками, за ним и впереди него – жандармские офицеры, в синих мундирах с круглыми красными погонами и аксельбантами, в шлемах, с обнажёнными саблями в руках.

Крестьянин, сжимающий в руках картуз, выглядит беззащитным в окружении шинелей, мундиров, блестящих клинков и штыков. Охрана, следуя своим обязанностям, отделяет арестованного от его близких.


Семья



Один из конвойных недовольно оглянулся в сторону старушки-матери, умоляюще поднявшей к лицу сложенные руки. За старой крестьянкой стоит мужчина средних лет (возможно, брат осуждённого), в неказистом тулупе, подвязанном верёвкой, в лаптях. Он откровенно плачет, вытирая слёзы рукой, в которой держит шапку. Именно в сторону этих персонажей направлен взгляд главного героя картины.

Слева от него, чуть в стороне от общей группы, стоит молодая девушка, в узорчатом платке, в тулупе из-под которого видна пёстрая ситцевая юбка. Она смотрит на осуждённого мужчину, и во всей её позе видны сожаление, беспокойство и печаль. Кто она? Может быть, жена несчастного, невеста (она словно боится подойти ближе, чтобы проститься с ним) или сестра. Её лицо в тени, но видно, что положение, в котором оказался молодой крестьянин, вызывает у неё живой эмоциональный отклик.

Пожилой высокий мужчина старается разглядеть осуждённого из-за плеч жандармов. Он прижимает руку к груди, склонил набок седую голову и, кажется, весь поглощён возможностью ещё раз (возможно, последний) посмотреть на своего сына.


Чиновники



Зримый контраст эмоциональной группе персонажей, изображённых на фоне серой каменной стены, представляют двое чиновников-юристов, безмятежно беседующих у входа в какой-то кабинет. Их отстранённость от трагедии, разворачивающейся в нескольких метрах от них, подчёркнута их обособленностью, полумраком, в который погружён узкий коридор, где они разговаривают.

Эти мужчины в безупречных костюмах, на плечах которых лежит ответственность за судьбы людей, не видят и не желают видеть последствий своих решений.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно