«Две сестры», Владимир Егорович Маковский

Автор: Маковский Владимир Егорович
Где: Самарский областной художественный музей
Год: 1893

Содержание статьи:
Чужая в своей семье
Сестра
Отец
Свидетельница
Другие картины художника

Описание картины:

Две сестры - Владимир Егорович Маковский. Холст, масло. 115 x 95 см

Ярчайший представитель реализма в живописи, один из лидеров движения художников-передвижников, Владимир Маковский охотно обращался к сюжетам из семейной жизни.

Его, тонкого психолога, увлекала возможность воссоздать на полотне тончайшие оттенки отношений, показать как моменты душевного родства, настоящей любви, так и семейные трагедии, когда связи, казавшиеся неразрушимыми, рвутся безвозвратно.

Напряжённая ситуация, воссозданная на картине «Две сестры», неоднозначна, сложна, психологически достоверна, вызывает интерес и сочувствие к людям, которые когда-то были одной семьёй.


Чужая в своей семье



Само название картины – «Две сестры»- указывает на то, что героинями полотна являются две девушки, сёстры, почти ровесницы. Внимание наблюдателя в первую очередь привлекает та из девушек, что, по всей видимости, является редкой гостьей в родительском доме. Она выглядит чужой в скромной обстановке рабочего кабинета отца, и засиживаться здесь явно не собирается: не сняла в прихожей шубки, даже муфта всё ещё в её руках.

Понятно, что эта богато, с претензией на изящество одетая молодая дама не живёт здесь уже давно. Почему она покинула дом отца? Стала актрисой? Вышла замуж без родительского благословения? Ведёт самостоятельный, свободный образ жизни, что не было редкостью в то время? Нам это неизвестно, но по упрекающему взгляду сестры, по тому, как демонстративно старик-отец смотрит в окно, отвернувшись от дочери, ясно, что она принесла немало горя близким.

Выражение лица девушки: вызывающее, дерзкое, даже надменное - кажется нарочитым, неискренним. Она хочет продемонстрировать свою независимость, превосходство, уверенность в правильности своего пути, но, кажется, сама не убеждена в этом. Несмотря на яркий, эффектный внешний вид, героиня не выглядит ни счастливой, ни благополучной.


Сестра



Бледная, худая, одетая в простое чёрное платье без всяких украшений, сестра центральной героини нарочито противопоставлена ей. Она положила руку на плечо отца: жест, демонстрирующий родственную близость и поддержку.

Её упрекающий взгляд и умоляющее выражение лица исполнены внутренней боли. Визит сестры разбередил старые раны, расстроил отца, нарушил мирное, хоть и не слишком счастливое течение жизни.


Отец



Седой старик с окладистой бородой отвернулся от дочери, он не хочет говорить с ней, не хочет даже видеть. Этот персонаж вовсе не похож на самодура, создающего невыносимую обстановку в доме.

Кабинет, где происходит встреча, говорит о том, что его хозяин – интеллектуал, работник умственного труда. Книги, заполняющие полки, лежащие на стуле и даже на полу, газеты, тетради, бумаги, письменный прибор на столе, покрытом чёрной тканью – всё доказывает, что напряжённая работа здесь идёт постоянно.

На стенах – картины, на этажерке – бюсты, у стены – большая чёрная папка. В таких хранят репродукции картин, листы с эскизами. Деятельность хозяина кабинета, видимо, связана с искусством. Разрыв с дочерью явно доставляет этому думающему, образованному, интеллигентному человеку страдание, настолько сильное, что он даже не способен смотреть ей в лицо.


Свидетельница трагедии



Дополняет драматическую атмосферу картины пожилая женщина, приоткрывшая дверь в кабинет или, напротив, прикрывающая её после того, как впустила гостью.

Возможно, эта старушка живёт в доме уже много лет и эта семья ей не чужая. Поэтому на её морщинистом лице обеспокоенность и участие, а левая рука прижата к груди. Её близко касается трагедия, разворачивающаяся в кабинете.
0
Оставьте отзыв
Открывайте новое!
С нами интересно